|
| Ранняя профилактика наркомании | |
| Автор | Сообщение |
---|
govorusha Консультант-психолог
География : Россия/СПб СДВГ-статус : Специалист Г.р. детей : сыновья 2005 (тем.), 2009
Сообщения : 900 Регистрация : 2010-10-15
| Тема: Ранняя профилактика наркомании Вс 10 Июн 2012 - 0:02 | |
| Продублирую здесь давнишнюю тему (http://www.sdvg-deti.com/t12073-topic), чтобы не потерялась в обсуждениях. Ранняя профилактика наркомании. Жилина Э.В.
Говоря о профилактике наркомании у детей и подростков, часто имеют в виду – как воспитать негативное отношение к наркотикам, как не допустить встречи ребенка с наркотиками, как уберечь от «наркоманских» компаний. И зачастую упускают главное: один ребенок, даже попав в «наркоманское» окружение, не станет экспериментировать с наркотиками, а другой, даже находясь в «хорошей среде», найдет товарищей, вращающихся «в определенных кругах» и попробует наркотик. От чего это зависит? Давайте рассмотрим некоторые факторы риска употребления ПАВ (психоактивных веществ), в том числе неочевидные. Особенности семейных отношений. Согласно исследованиям [1; 2 и др.], подавляюшее большинство подростков и молодых людей (девушек), употребляющих наркотики, выросли в семьях с теми или иными нарушениями внутрисемейных отношений. Особого внимания в этой связи заслуживают дети, воспитывающиеся гиперопекающей или отстраненной, «холодной» матерью (особенно если она воспитывает ребенка одна). На первый взгляд, противоположные варианты? Не совсем, есть общие моменты. 1. И в том и в другом случае зачастую наблюдается отсутствие эмоциональной близости, психологического контакта ребенка с родителями. В случае гиперопеки ребенок стремится «отодвинуться» от чрезмерного контроля и чрезмерного общения с родителем. Во втором случае родитель сам держит ребенка на расстоянии и не позволяет к себе приблизиться. Ребенок, не имеющий психологического контакта с родителями, будет искать поддержку и понимание вне семьи. И вовсе не обязательно он что найдет ее именно среди «благополучных» детей. Ребенок, не имеющий психологического контакта с родителями, не склонен обращаться к ним за помощью в сложных жизненных ситуациях. А как показывают исследования [1; 2], почти всегда начало употребления ПАВ происходит на фоне тех или иных актуальных проблем ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно. 2. Страдает самостоятельность ребенка и его уверенность в себе, самоуважение. Гиперопекающая мама стремится многое сделать за ребенка, зачастую делая и то, с чем ребенок вполне может справиться сам. У него нет ни возможностей для развития самостоятельности, ни ежедневных маленьких побед над собой – справился, сумел, преодолел, смог, сделал!, - которые так необходимы для растущей уверенности в себе и для самоуважения. Кроме того, ребенок, за которого все делают и везде «стелят соломку», зачастую (как следствие этого) на самом деле многого не умеет и проигрывает на фоне сверстников, что также не способствует росту уверенности в себе. В случае с отстраненной матерью ребенку предоставляется простор для самостоятельности. Но. Нет необходимой для освоения мира поддержки со стороны взрослого. Маленький ребенок (скажем, полуторогодовалый) с нормально развивающейся привязанностью к родителям активно и с удовольствием исследует, скажем, новую детскую площадку, - сам, периодически посматривая на маму и иногда призывая ее помочь. Но если, обернувшись, он вдруг не увидит мамы, – ребенок перестанет исследовать пространство и побежит искать маму. Потому что до этого он ощущал поддержку, ему было спокойно и он мог направлять силы и внимание на окружение. А теперь ему страшно и не до того. Отстраненная мать не позволяет ребенку чувствовать достаточную поддержку, защищенность, спокойствие, – дающие возможность в полной мере развиваться познавательной активности. Неудивительно, что ребенок вырастает тревожным и неуверенным в себе. Конечно, есть и еще суперважный момент – ребенок отстраненной, «холодной» матери обычно испытывает глубинные сомнения в том, что он любим мамой, хорош, заслуживает признания и уважения. А без этого самоуважение формируется с большим скрипом и всегда имеет «трещины», всегда болящие и способные привести к расколу. 3. Не развивается умение строить близкие партнерские отношения с другими людьми. Отстраненная мать не дает к себе приблизиться, хотя по части партнерства может чему-то научить ребенка. С гиперопекающей матерью у ребенка могут быть близкие отношения. Но эти отношения с большим перекосом в тотальную зависимость, в симбиоз. Конечно, любые детско-родительские отношения содержат элемент зависимости, и чем младше ребенок, тем выраженность этого копмонента сильнее. Но в хорошем варианте ребенок растет и все меньше зависит от мамы. В гиперопекающих семьях снижение контроля и зависимости могут сильно отставать от возрастающих возможностей (и потребностей) ребенка. С одной стороны, ребенок не имеет возможности чувствовать себя в семье большим, взрослеющим. С другой стороны, очень часто гиперопекающие родители препятствуют расширению круга знакомств своего ребенка и поддержанию приятельских и дружеских отношений ребенка со сверстниками (особенно остро этот вопрос стоит в неполных семьях с единственным ребенком). Он не набирает достаточных социальных навыков и испытывает возрастающую неудовлетворенность своим ближайшим окружением. Отсюда недалеко до протестных реакций и поиска «нормальных отношений» вне этого круга. А с учетом того, что завязывать и поддерживать приятельские и дружеские отношения подросток зачастую не умеет, плюс вышеперечисленные личностные особенности (низкое самоуважение, несамостоятельность, привычка к зависимости от других), - высок риск попадания в отношения неблагополучные. Вкупе со склонностью к зависимости, прогноз неблагоприятный. Важность партнерских отношений в том, что в них ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение, учится критически относиться к мнению (и давлению) окружающих, даже очень авторитетных, учится уважать себя как человека, способного влиять на решения авторитетных взрослых и принимать самостоятельные решения. Архиважные качества подростка в контексте проблемы употребления ПАВ! (...)
Последний раз редактировалось: govorusha (Вс 10 Июн 2012 - 0:06), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | govorusha Консультант-психолог
География : Россия/СПб СДВГ-статус : Специалист Г.р. детей : сыновья 2005 (тем.), 2009
Сообщения : 900 Регистрация : 2010-10-15
| Тема: Re: Ранняя профилактика наркомании Вс 10 Июн 2012 - 0:03 | |
| (...) Способ справляться с тяжелыми переживаниями. Никоим образом не претендуя на обзор всех выделенных исследователями особенностей семейных отношений, повышающих риск употребления ПАВ ребенком (подростком), коротко остановимся еще на одном моменте, который редко рассматривают в контексте этой проблемы. А именно – пищевые и лекарственные привычки родителей. Риск употребления ПАВ ребенком повышается, если его родители при душевном или телесном дискомфорте склонны: - «заедать» проблему (когда плохое настроение - срочно поесть чего-нибудь вкусного, что-нибудь долго жевать, не важно что, т.п.); - «запивать» проблему (алкоголь в любых, даже минимальных дозах); - при любом, малейшем недомогании сразу принимают лекарственные препараты, легко «назначают себе» успокоительные и прочие препараты для коррекции настроения. В этой связи у меня лично вызывает сильную тревогу возрастающее количество телевизионной лекарственной рекламы, общий смысл которой – Тебе плохо? Прими таблетку – и будет счастье! Давайте добавим позитива. Риск употребления ПАВ детьми (подростками) НИЖЕ в тех семьях, родители которых в трудных жизненных ситуациях: делятся переживаниями со своими близкими, с друзьями, стараются отвлечься книгами, общением с людьми, работой, хобби, при необходимости обращаются за психологической помощью к специалистам. В этих случаях прогноз благоприятный. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и риск употреблени ПАВ. Многие авторы публикаций по проблеме синдрома дефицита внимания с гипер- и гипоактивностью (СДВГ) отмечают, что у таких детей (подростков) выше риск употребления ПАВ, чем у их нормально развивающихся сверстников. Почему? Указывают такие особенности детей с СДВГ, как импульсивность, недостаточная оценка опасности, слабая критика собственного поведения, неумение учиться на своих ошибках, неумение верно оценивать отдаленные последствия своих действий. Действительно, это играет определенную роль в риске приобщения к наркотикам. Но с учетом вышесказанного, можно предположить и другие, подчас более важные, особенности этих детей. Во-первых, в силу импульсивности, слабого самоконтроля, склонности попадать во «всякие истории», неадекватностях в общении (в частности, поведение не на свой возраст) и т.п., - родители гиперактивных детей вынужденно придерживаются гиперопекающей позиции, чтобы защитить своего ребенка и защитить окружающих людей от него. Даже если у родителей нет склонности к гиперопеке, очень трудно удержаться от того, чтобы не начать чрезмерно опекать и контролировать столь подвижное и потенциально опасное (для себя и для окружающих) существо, как гиперактивный ребенок с дефицитом внимания. Имеем все «прелести» гиперопеки. Во-вторых, ребенку с СДВГ зачастую трудно чувствовать себя успешным. Его много ругают за поведение и мало хвалят за достижения, - т.к. клинические проявления гиперактивности и невнимательности воспринимаются окружающими как «невоспитанность», «избалованность», а в познавательной, учебной, практической и др. видах деятельности гиперактивный ребенок довольно часто не на высоте в силу, опять же, клинических особенностей синдрома. В-третьих, психологическая незрелость ребенка (подростка) с СДВГ мешает ему устанавливать и поддерживать адекватные возрасту дружеские отношения со сверстниками. Довольно часто у таких детишек есть временные или постоянные трудности в общении. В-четвертых, мамы детей с СДВГ редко ощущают себя хорошей мамой, при этом ежедневно испытывая чрезмерные психические нагрузки и постоянно «вкладываясь» в заботу о ребенке и решая связанные с ним проблемы. Без необходимой психологической поддержки со стороны близких и специалистов, работающих с ребенком, мамы таких детей склонны к депрессивным переживаниям. Мама в плохом состоянии оказывает крайне негативное воздействие на ребенка с СДВГ. В силу чего можно сказать, что забота о собственном психологическом (и физическом) здоровьи и самочувствии – одна из основных задач родителей ребенка (детей) с СДВГ. Резюме. Если мы хотим уберечь своего ребенка от наркотической опасности в будущем, сейчас нам нужно заботиться о том, чтобы он рос в атмосфере принятия и поддержки. Чтобы он чувствовал себя хорошим и умелым, достаточно самостоятельным и взрослым – в любом своем детском возрасте. Чтобы он знал, что мама – взрослый человек, и справится со своими проблемами даже без его помощи, хотя его помощь и заботу о себе ценит. Чтобы у него были друзья-сверстники – в любом детском возрасте, начиная лет с двух-трех, и чтобы с этими друзьями он имел возможность регулярно встречаться и играть (иначе это дружба лишь номинальная). Чтобы у него были дела-занятия, от которых он получает удовольствие. Чтобы у него была хотя бы одна область, хотя бы маленькая, в которой он чувствует себя успешным (именно он сам, а не тренер или родители!) и может в ней расти. Чтобы у него было время и пространство просто поиграть. Хотя бы немножко. Каждый день. А с наркотиками, если будет нужно, – он сам справится. К сожалению, почти нет шансов, что он с ними не встретится ни разу в жизни. А если ему понадобится наша помощь – он ее попросит. Будем надеяться – у нас. Литература. 1. Березин С.В., Лисецкий К.Н., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. - М.: МПА, 2001. 2. Как уберечь ребенка от наркотиков. Под ред. Залыгина Н.А. – Мн., 2000. |
| | | govorusha Консультант-психолог
География : Россия/СПб СДВГ-статус : Специалист Г.р. детей : сыновья 2005 (тем.), 2009
Сообщения : 900 Регистрация : 2010-10-15
| Тема: Re: Ранняя профилактика наркомании Вс 10 Июн 2012 - 0:14 | |
| Еще мысли по поводу и уточнения: - Главная профилактика наркомании – НЕ в рассказах о наркотиках, а в других факторах, которые действуют далеко задолго до реальной встречи ребенка с наркотиками. И если рассказать подробности о наркотиках можно в любом возрасте (ну, с поправкой на возраст и на то, что какой-то минимальной информацией, конечно, ребенок должен владеть для собственной безопасности, мы же и про курение и про алкоголь детям что-то говорим задолго до того, как пробы станут актуальными), то вот действие этих факторов не получится не изъять, ни резко поменять, в большинстве случаев. Поэтому о них нужно думать раньше, потом будет поздно. - Слишком сильная тревога родителя по поводу возможной наркотизации ребенка в будущем может подтолкнуть ребенка к наркотикам. Об этом нужно знать и, если тревога чрезмерна, работать над этим. Да, от наркотиков можно стать инвалидом, можно умереть. И страх наркотиков вполне обоснован. Но, например, еще больше людей гибнет под колесами автомобилей, причем уберечься от шального водителя в принципе шансов меньше, чем от наркотиков – в последнем случае у человека больше возможность контролировать ситуацию. Значит, страх автомобилей должен быть у родителя больше, чем страх наркотиков? И про автомобили нужно разговаривать чаще и с более страшными картинками (чтобы к дороге приближался с максимальной осторожностью), чем про наркоманов? Есть понятие (и диагноз) «посттравматическое стрессовое расстройство». После перенесенной потери, катастрофы, других страшных событий человек на некоторое время (бывает, длительное) так боится повторения ситуации, так боится смерти, травмы или других связанных с перенесенным стрессом последствий, что видит опасность везде и не может нормально жить. И ведь он прав – действительно опасность есть всегда. Но жить в таком состоянии жутко трудно и ... подчас действительно опасно. Этот механизм действует и в более мягких случаях. У кого-то из знакомых ребенка «застукали» за употреблением наркотиков – у нас тут же зашкаливает страх по поводу собственного ребенка и начинаются активные действия «профилактического» характера. Действия, которые в силу своей неадекватности ситуации и чрезмерности эмоциональных реакций могут как раз подтолкнуть ребенка к наркотикам. Обоснование страха реальностью – спорно. Хороший критерий для того, чтобы понять, «не слишком ли я тревожусь», - спросить об этом у близких и знакомых. Со стороны бывает виднее. При этом, умеренный (не чрезмерный) страх наркотизации ребенка, при хорошем понимании личностных факторов наркотизации (несамостоятельность, высокая внушаемость, некритичность мышления, трудности установления социальных контактов и др.), может помочь родителю верно расставить приоритеты и воспитать ребенка более счастливым и крепко стоящим на собственных ногах.
Последний раз редактировалось: govorusha (Вс 10 Июн 2012 - 0:26), всего редактировалось 2 раз(а) |
| | | govorusha Консультант-психолог
География : Россия/СПб СДВГ-статус : Специалист Г.р. детей : сыновья 2005 (тем.), 2009
Сообщения : 900 Регистрация : 2010-10-15
| Тема: Re: Ранняя профилактика наркомании Вс 10 Июн 2012 - 0:15 | |
| Добавлю некоторую информацию по факторам, способствующим/препятствующим употреблению ПАВ (психоактивных веществ), из разных источников. http://antidrug.ru/preventivedrug/preventive9.htm : Факторы, способствующие предрасположенности ребенка к употреблению ПАВ Родители очень часто задают вопросы, связанные с врожденной предрасположенностью к болезням зависимости. Психо¬логи и врачи-наркологи отмечают следующие обстоятельства, которые способствуют приобщению к наркотикам и повышают риск заболева¬ния наркоманией. 1. Патология беременности и осложненные роды. 2. Тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детс¬ком возрасте. 3. Сотрясения головного мозга (особенно многократные). 4. Неполная семья. 5. Сильная занятость родителей. 6. Отсутствие братьев и сестер. 7. Алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственни¬ков или близких людей. 8. Психические заболевания, тяжелый характер или частые нару¬шения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников. 9. Раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждев¬ременное освобождение от опеки родителей. 10. Гиперопека со стороны родителей. 11. Искаженные семейные отношения, приводящие к неправиль¬ному освоению социальных ролей. 12. Легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются. Эти факторы можно разделить на две группы - медицинские (1,2,3,7,8) и социальные (4,5,6,9,10,11,12). Под влиянием последних, так или иначе, у человека происходит деформация личности, формиру¬ется неадекватная система ценностей, снижается уровень притязаний. Под влиянием медицинских факторов ослабленный организм часто не в состоянии противостоять негативным воздействиям среды, находить силы для преодоления тяжелых жизненных ситуаций. У таких людей всегда выше риск развития заболевания вплоть до стадии зависимос¬ти после однократного приема наркотиков Кроме факторов риска специалисты вы¬деляют так называемые факторы защиты. Ребенок, попадающий в зо¬ну действия этих факторов, лучше защищен от проблем, связанных с психоактивными препаратами. Ниже перечислены эти факторы: 1. Крепкая связь с родителями (семьей); 2. Интерес к учебе, хобби, духовному росту. 3. Интерес к религии. 4. Уважение к общественным нормам, законам, ценностям, авто¬ритетам |
| | | govorusha Консультант-психолог
География : Россия/СПб СДВГ-статус : Специалист Г.р. детей : сыновья 2005 (тем.), 2009
Сообщения : 900 Регистрация : 2010-10-15
| Тема: Re: Ранняя профилактика наркомании Вс 10 Июн 2012 - 0:16 | |
| http://www.eti-deti.ru/detsad/81.html: Выявление предрасположенности подростка к употреблению психоактивных веществ Необходимо выделить личностные и поведенческие особенности людей, которые могут выступать как «факторы риска» возможного употребления наркотиков, предрасполагать к наркотизации. Выясняя наличие каждого отдельного фактора , вы получите количественную характеристику исследования, таким образом, определите степень риска. 1. Низкая устойчивость к психическим перегрузками и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, удовольствия, причем, как можно быстрее и любым путем. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям, отсутствие критичности, подчинение влиянию. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Компульсивные (навязчивые) формы поведения , переедание, азартная и компьютерная игромания, сексомания и т.д. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами головного мозга, инфекционными или врожденными заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром. Перенесенное физическое, психологическое или сексуальное насилие. 11. Асоциальные формы поведения - уходы из дома, конфликты с законом, принадлежность к неформальным объединениям радикального типа. 12. Отягощенная наследственность (Заболевание наркоманией или алкоголизмом родителями или близкими родственниками). Явное неблагополучие в семье. |
| | | govorusha Консультант-психолог
География : Россия/СПб СДВГ-статус : Специалист Г.р. детей : сыновья 2005 (тем.), 2009
Сообщения : 900 Регистрация : 2010-10-15
| Тема: Re: Ранняя профилактика наркомании Вс 10 Июн 2012 - 0:17 | |
| http://www.narcom.ru/cabinet/online/44.html : Психическая предрасположенность к развитию зависимости от ПАВ (личностные, социальные, семейные факторы риска) В.Д. Москаленко В этиологии и генезе зависимостей от ПАВ учитывают комплекс биологических, психологических и социальных факторов. Алкоголизм и другие болезни зависимости лучше всего соответствуют понятию мультифакториальных заболеваний. Для мультифакториальных заболеваний был предложен термин “подверженность”. Подверженность отражает врожденную тенденцию к развитию болезни, т.е. восприимчивость или уязвимость, генетическую предрасположенность и всю комбинацию внешних обстоятельств, которые обеспечивают “большую или меньшую вероятность развития заболевания”. Подверженность - это вероятность заболевания, которая детерминирована всей совокупностью внешне- и внутрисредовых факторов. (...) Отличительными особенностями лиц из группы высокого риска являются следующие. В личности преобладают черты импульсивности, агрессивности, бунтарства, склонность к риску, т.е. черты, ведущие к плохо контролируемому поведению. У детей 7-12 лет преобладает внешний локус контроля, но на взрослых это не подтвердилось. Лицам из группы высокого риска свойственна алекситимия - дефицит опыта переживания и выраже ния аффекта. Причем, если семейная отягощенность алкоголизмом отмечалась в двух поколениях, то алекситимия была больше выражена, чем у лице отягощенностью только в одном поколении и чем у лиц без семейной отягощенности. (...) Семейные факторы Все исследования, проведенные на семьях, включая семьи с приемными детьми, единодушно свидетельствуют о том, что самым мощным предиктором зависимости от психоактивных веществ является наличие зависимости в семейном анамнезе. Алкоголизм родителя - мощный фактор риска как алкоголизма, так и наркомании взрослых детей. В то же время следует придавать значение не только факту семейной отягощенности, но и числу больных родственников, а также учитывать, в скольких поколениях были больные зависимостью родственники. Напомним о часто упускаемом из виду факте, что наличие зависимости в нисходящих поколениях, а также среди братьев и сестер больного, тоже есть признак семейного отягощения. Некоторые практические специалисты склонны учитывать повторные случаи аналогичного заболевания лишь среди родителей либо других родственников восходящих поколений, но забывают о выяснении того же вопроса в нисходящих поколениях, что неправильно. Чем больше число больных в семье и чем ближе степень родства с больным, тем выше риск для еще не заболевшего члена семьи. В качестве факторов риска развития зависимости от психоактивных веществ в ряде работ регистрировались и такие семейные факторы, как ранняя смерть отца, развод родителей, т.е. “неполный дом”. Эти факторы, действительно, имеют тенденцию к накоплению в семьях с зависимостью, однако, следует обращать особое внимание на то, что “неполный дом” часто является уже следствием зависимости от психоактивных веществ одного из родителей либо реже - обоих. К семейным факторам следует отнести и внутрисемейные взаимоотношения. С будущим алкоголизмом или наркоманией ассоциированы такие взаимоотношения в семье, при которых отмечается недостаток эмоциональной привязанности между отцом и матерью, конфликтные взаимоотношения между ними, а также подобные взаимоотношения между родителями и сыном или дочерью, в отношении которых определяется риск. Что касается отношения родителей к употреблению подростком алкоголя, то с развитием в дальнейшем алкоголизма ассоциировались две крайние позиции - либо категорический запрет, либо потакающее, разрешительное отношение. Что касается употребления наркотиков, то в семьях с наличием подобного заболевания также наблюдаются колебания позиций родителей от безмятежно-благодушного отношения (“нам это не грозит”) до патологически выраженной тревоги уже в тот период, когда дети еще не употребляют наркотики. Психологи считают, что страх и тревога как бы приглашают беду в дом. Полное же отсутствие тревоги у родителя при задержании подростка в состоянии опьянения - алкогольного или наркотического - также можно отнести к факторам риска развития зависимости от психоактивных веществ. Нарушения уклада жизни семьи, несоблюдение традиций и ритуалов (это, например, время сбора семьи за обедом, способы проведения досуга, совместное посещение родственников в дни праздников и др.) также относят к факторам, облегчающим передачу зависимости от психоактивных веществ из поколения в поколение. Чаще всего речь идет о факторах, добавочных к наличию алкоголизма у одного из родителей. Изучение этих факторов позволило сделать вывод о том, что полный разрыв взаимоотношений с родителем, больным алкоголизмом, не защищает нисходящее поколение от трансмиссии алкоголизма либо развития другой зависимости от ПАВ. Наоборот, постоянный контакт взрослых детей со своей семьей имеет защитное действие для взрослеющих детей. Пол больного родителя, по-видимому, имеет определенное значение. Наличие алкоголизма у отца равным образом повышает риск зависимости у сыновей и дочерей. Наличие же алкоголизма у матери более значимо в этом отношении для дочерей. Подробнее с исследованиями, касающимися семейных факторов риска, можно ознакомиться в обзорах (В.Д.Москаленко, М.М.Ванюков, 1988; Т.Т.Сорокина, 1986; В.Д.Москаленко, 1991). Таким образом, факторами риска развития зависимости от психоактивных веществ, обнаруживаемыми в семьях, являются: - алкоголизм либо наркомания отца или матери; - алкоголизм либо наркомания других родственников; - отсутствие эмоциональной привязанности и сплоченности между членами семьи, постоянная конфликтность взаимоотношений; - терпимое отношение родителей к употреблению психоактивных веществ детьми или к девиантному поведению; - хаотичный уклад жизни семьи без соблюдения ритуалов и традиций. Индивидуальные факторы В эту группу факторов относятся те, которые могут быть обнаружены в анамнезе индивида или в его статусе, при условии, что эти факторы достоверно чаще ассоциированы с развитием зависимости от психоактивных веществ, чем в группе индивидов с отсутствием подобных факторов, при прочих равных условиях. Как в общей популяции, так и в группах высокого риска мужчины чаще, чем женщины, страдают зависимостью от психоактивных веществ, несмотря на рост частоты этих заболеваний среди женщин. Следовательно, важным фактором является мужской пол. Синдром гиперактивности в детстве и некоторые другие проблемы внимания ассоциированы с развитием зависимости в зрелом возрасте. Проблемы внимания называют медиаторами генетического риска алкоголизма и наркомании. Часто отмечаемыми особенностями развития детей из алкогольных семей являются разнообразные поведенческие девиации, исключение из школы, юношеская делинквентность. Сообщалось, что именно с этими характеристиками совпадает более частое возникновение зависимости от психоактивных веществ. Многие (но не все!) дети из алкогольных семей выявляют когнитивный дефицит, плохо успевают в школе, слабо мотивированы на учебу и на другую социально одобряемую деятельность, что может способствовать социальной дезадаптации и - опосредованно - развитию зависимости. Самая важная индивидуальная характеристика, с которой связывают повышение вероятности развития зависимости от ПАВ, - это психопатическая структура личности с выраженной импульсивностью, агрессивностью, склонностью к неоправданному риску и совершению криминальных действий. Таким образом, важнейшие индивидуальные факторы риска развития зависимости от психоактивных веществ следующие: - психопатическая структура личности со склонностью к агрессии, антисоциальным поступкам, импульсивным действиям, неоправданному риску; - мужской пол; - синдром гиперактивности в детстве; - низкий интеллект либо слабость мотивации к учебе, результатом чего явилась бедность интересов; - эмоциональная разобщенность с родителями; -девиации поведения (пропуски занятий, плохая дисциплина в школе), юношеская делинквентность. |
| | | govorusha Консультант-психолог
География : Россия/СПб СДВГ-статус : Специалист Г.р. детей : сыновья 2005 (тем.), 2009
Сообщения : 900 Регистрация : 2010-10-15
| | | | | Ранняя профилактика наркомании | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |